Не место красит человека, а человек – место

  Не место красит человека, а человек – место.
Некоторые люди, имеющие низкую оценка самого себя, пытаются компенсировать ее в работе: «Хотя бы здесь я могу ощутить себя важным и значимым». Постепенно такое отношение к труду входит в привычку. Работник может оставаться после смены, в течение выходных обдумывать рабочие проекты, забывая и о семье, и о собственных потребностях. Но несмотря на это, он может постоянно ожидать неудачи. Поэтому он старается работать все лучше и лучше, загоняя себя в порочный круг. Многие работодатели с энтузиазмом встречают такого сотрудника. Они ставят его в пример другим – рано приходит, допоздна работает, болеет душой за компанию…  Такой человек действительно «болеет душой» и такую болезнь можно назвать синдромом менеджера.
Но через какое-то время «работы на износ» его защитные механизмы перестают справляться. Тогда образцовый работник превращается в «загнанную лошадь» - он постоянно испытывает усталость, обостряются старые болезни или возникают новые.
Чтобы выйти из этого порочного круга, надо понять, что работа – это не вся жизнь, а лишь ее часть и не всегда самая главная. Она дает нам средства, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Важно понять, неудачи в каких сферах жизни мы стремимся компенсировать отношением к работе. После этого необходимо подумать, как мы можем улучшить положение, пока еще не совсем поздно.

  •         Больше времени проводите с семьёй и друзьями.
  •         Прислушивайтесь к своему внутреннему состоянию: чем  вам хотелось бы заняться в данный момент, а что приносит чувство дискомфорта.
  •    Помните о сохранении своих границ:  рабочие проблемы и проблемы других людей – это не ваши личные проблемы! Но это не значит, что нужно становиться чёрствыми и бессердечными в общении. Просто, уходя домой, оставьте в кабинете все проблемы прошедшего рабочего дня, как будто это одежда или туфли, которые вы носите только на работе.   

 Как вновь полюбить свою работу?
 Измените что-либо в работе. Попробуйте немного изменить распорядок рабочего дня. Если вы проводите еженедельное собрание в определенное время – измените его. По возможности устраивайте перерыв на обед в разное время. Недолгая прогулка в это время тоже пойдет на пользу.

  • Старайтесь передать нелюбимые занятия другим людям. Если имеется какая-то часть работы, которая вам не нравится, и которую может выполнить другой сотрудник, предложите ему сделать ее за вас. А вы можете выполнить какую-то часть его работы. Такой обмен может быть полезным для всех – он дает возможность не только творчески подойти к рутинной работе, но и получить полезный опыт.
  • Не жалуйтесь! В каждом коллективе имеются люди, всем недовольные, но не предлагающие выхода из ситуации. Избегайте сближения с ними или хотя бы мысленно отделяйте свою позицию от их отношения к ситуации. Но ни в коем случае нельзя принимать сторону одного человека против другого, если вы не имеете никакого отношения к этой ситуации. Ведь вы работаете с ними обоими и лучше придерживаться нейтральной позиции.
  • Установите хорошие отношения с сотрудниками. Если вам кажется, что некоторые из сотрудников плохо к вам относятся,  лучше прояснить эту ситуацию, поговорив с кем-то из них. Возможно, это просто ваша фантазия, которая возникает из-за вашего негативного отношения к этим людям. В подобной ситуации важно взять ответственность на себя. Например, спросить: «Что я могу сделать?» Даже если причина плохих отношений зависит не от вас, подобная инициатива может смягчить раздражение сотрудника и, возможно, поможет ему признать собственную вину. После того, как отношения улучшатся, вы будете приходить на работу в более приподнятом настроении.
  • Научитесь чему-нибудь новому. Самый быстрый способ остановиться в профессиональном развитии и потерять интерес к работе – перестать учиться. Приобретение новых знаний и навыков создает ощущение успешности. В большинстве случаев дополнительное образование способствует карьерному росту и повышению вашего имиджа в компании.
  • Установите хорошие отношения с начальником. Часто при конфликте с начальником у вас возникает желание переложить ответственность на него, забывая при этом, что общение – процесс двусторонний. Проявлению инициативы часто мешает страх лишиться работы. Но, если вы выскажете начальнику свое мнение по поводу  сложившейся ситуации, скорее всего он будет вам благодарен. Базируйте свою речь не на обвинениях и требованиях, а на конструктивных предложениях, которые, по вашему мнению, помогут улучшить результаты труда. Такой подход к беседе создает возможность для откровенного и полезного диалога, что, несомненно, улучшит ваши отношения.
  • Разработайте собственный проект. Это прекрасный способ проявить творческое отношение к работе. Предварительно изложите свои мысли начальнику и выясните его мнение по данному вопросу, заручитесь его поддержкой. Главное в процессе разработки – проявить настойчивость в реализации проекта. Никто не узнает о ваших выдающихся способностях, если вы не продемонстрируете их.
  • Участвуйте в общественной жизни. Если сотрудников на вашем предприятии объединяет лишь работа, вы можете выступить инициатором каких-либо мероприятий. Организуйте вечеринку, выезд за город, поход в театр или на выставку. Это сделает ваш коллектив более дружным и улучшит настрой в отношении работы. Можно организовать благотворительную акцию, что не только поможет другим людям, но и явится хорошей рекламой вашей фирмы.
  • Гордитесь своими достижениями. Соберите документы, подтверждающие ваши достижения в специальную папку. Положите туда все почетные грамоты, письменные благодарности, сертификаты, дипломы, печатные публикации. Даже если кто-то вас похвалил устно, сделайте запись об этом. Положите в папку и свое резюме, которое будете обновлять по мере получения вами новых навыков и умений. Эта папка нужна для того, чтобы вы могли время от времени просматривать свидетельства о своих заслугах.

 
Светлана Овчинникова, психолог-психоаналитик.